В госдуме РФ ознакомились с проектом закона о повышении НДС до 20%. Одобрили. Повышению быть.
При этом все понимают, что повышение ставки этого налога никоим образом не отразится на бизнесе — потому что НДС всегда «в том числе». То есть он заложен в цену, которую платить покупатель (потребитель). А бизнес структуры — инструмент для перекачки налоговых поступлений из кармана граждан в бюджет.
Тот самый бюджет, сформировать который будет невозможно, если данный законопроект не примут до 29 июля. А ставку НДС планируют поднять с 1 января 2019 года. Планируется, что повышение НДС на 2% даст бюджету дополнительных 620 млрд. руб. в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов по развитию инфраструктуры, здравоохранения и образования.
Экономические прогнозы и оценка перспектив такого шага разнятся. Например, глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что повышение базовой ставки НДС в текущих условиях — неизбежность. А президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин уверен, что повышение НДС с точки зрения финансирования исполнения майского указа президента является «наименьшим злом». При этом не уточняет, что является злом большим.
А вот экономисты Института Гайдара проанализировали риски повышения НДС. Они предполагают, что Россию ждет спад экономики на 0,5%. Повышение НДС вызывает рост цен, люди покупают меньше товаров, падает спрос, снижается выпуск продукции. Это и есть спад экономики.
В правительстве наоборот серьезных рисков не видят. При инфляции в пределах 1,5-4% рост цен (по оценкам Центробанка) не превысит 1% в год, что не окажет болезненного влияния на потребителя.
Более всех откровенен премьер Дмитрий Медведев. Он прямо заявил, что бизнес должен делиться с властью и «нести часть нагрузки за повышение уровня жизни российских пенсионеров».
Специалисты минфина вообще уверены, что рост НДС приведет к росту ВВП, потребления, инвестиций, экспорта и импорта приблизительно на 0,4-0,6%.
Почему-то никто не учитывает, что принцип «выжатого лимона» работает очень короткое время. Сегодня сбрызнули салат, а завтра — нечем. Эффективные рычаги для достижения экономического подъема как раз иные — снижение налогового бремени, налоговые каникулы, ограничение камеральных действий, повышение зарплаты (покупательская способность) — спрос, государственная поддержка бизнеса и предпринимательства, инвестиционная привлекательность (государственные гарантии и стабильность экономической политики), увеличение товарооборота и т.д. и т.п.
Достаточно вспомнить НЭП, когда всего за семь лет Россия от разрухи дошла до того, что рубль стал конвертируемой валютой. Кто-то возразит, что времена были другие. Оно так. Но, скорее, НЭП «отменили» потому, что сама система государственного управления в России без репрессивно-привычного уклада работать не может. Или не хочет.
,